меню

Из детства к призванию путь

Бывает так, что детское впечатление оставляет след на всю жизнь. А в жизни героя нашего очерка оно предопределило выбор профессии. Впрочем, не будем забегать вперед, а для начала познакомимся. В преддверии Дня железнодорожника мы пообщались с Олегом Сушковым, машинистом-инструктором цеха эксплуатации Алчевского металлургического комбината.

 

Знакомство и профессия

Знакомство с Олегом вышло сумбурным, но это, наоборот, помогло наладить контакт с незнакомым до этого момента человеком. В ожидании начала встречи я завел разговор с мужчиной, ожидающим кого-то поодаль от меня. Успев обсудить немало тем, мы выяснили, что именно с ним была назначена встреча для интервью. Признаюсь, до этой встречи мои познания о профессиях на железной дороге ограничивались машинистами и диспетчерами на станциях, объявляющих по хрипящим динамикам прибытие поезда. Ну и кассирами – неизменными спутниками начала любой поездки. Должность машиниста-инструктора, вернее, факт ее наличия в штатном расписании, поначалу вызвала удивление, и я был вынужден в разговоре признаться, что не имею ни малейшего представления о сути этой профессии. Мою неосведомленность исправил сам Олег.

– Машинист-инструктор сродни мастеру в прочих цехах, – объяснил он. – Я отвечаю за безопасное выполнение работ во время смены, провожу инструктажи, обучаю новоприбывших, провожу экзамены и делаю множество других важных вещей. Хотя тут легче показать, чем рассказать.

Показать было решено в полевых условиях – на вверенном участке. Так мы и оказались возле участка путей у кислородно-конвертерного цеха. Олег первым взлетел на подмостки тепловоза, не забывая по привычке объяснять неопытному спутнику азы техники безопасности. Здесь мы познакомились с коллегами героя очерка – машинистом и его помощником. И пока мне на пальцах объясняли устройство тепловоза, Олег проверил журналы, сделал необходимые заметки и проинструктировал экипаж тепловоза по дальнейшей работе. После нашлось время и для продолжения беседы.

– Я ведь не всегда на этой должности был, – рассказал машинист-инструктор. – Пришел я на комбинат в 2008 году 17-летним мальчишкой для прохождения практики. Доучился до совершеннолетия и был принят в штат на должность помощника машиниста тепловоза.

 

К успеху шаг за шагом

Дальнейшая трудовая деятельность Олега была похожа на подъём по лестнице, когда ступенька за ступенькой достигались все новые и новые вершины. Должность помощника сменилась со временем на смежную – составителя вагонов, а она, в свою очередь, сменилась должностью машиниста.

– Прошли курсы, получили навыки - и вперед, постигать азы новой профессии, – рассказывал Олег. – Полгода учились: ходили и перед ночной сменой на занятия, и после бессонных ночей, и вместо выходных. Тяжковато было все совмещать, но желание расти на выбранном пути оказалось сильнее.

Слушая, как этот приятно улыбающийся мужчина рассказывает о выбранной профессии, я понял, что он нашел свое место и призвание. Можно было бы предположить, что ему в свое время вскружила голову романтика железных дорог, но эту мысль отмёл сам Олег. По его словам, романтика достаточно быстро сменилась осознанием ответственности и важности труда железнодорожника на комбинате и не успела оставить сколько-нибудь глубокий след. В попытках понять мотивацию при выборе пути железнодорожника мы с Олегом дошли до тех событий, с намёка на которые и начался наш рассказ.

– Тогда же совсем другое время было, – отметил он. – Мама у меня работала и продолжает работать на «шлаковой горе». И не помню уже, как так вышло, но в детстве я даже умудрился прокатиться на тепловозе – эта картинка отпечаталась в памяти очень ярко. Ну, а потом все как у всех: восьмое училище, книжная и плакатная теория, которая сменилась производственной практикой. А потом рабочие будни.

По словам Олега, первой эмоцией на рабочем месте был шок. Оно и не удивительно, ведь одно дело увидеть на плакате тепловоз, а совсем другое – руками прикоснуться к грохочущей махине, пышущей жаром и пахнущей мазутом. Но день шёл за днем, осталась далеко позади учеба и настал тот момент, когда уже Олегу пришлось по долгу службы учить других. Необходимость обучать и объяснять не вызвала трудностей у машиниста-инструктора. Да и подход к людям, многих из которых он знал не один десяток лет, получилось найти быстрее и легче, чем это казалось в начале пути.

 

«Мы – команда!»

– У нас не так много новых людей приходило устраиваться, – делится он. – А тот костяк, с которыми я работаю… Тут и говорить не о чем: мы – команда! А это много значит, поверьте мне. Мы давно уже вышли за рамки простого коллектива и стали друзьями. Да и за годы работы свой подход нашелся к каждому: кого-то похвалить нужно, с кого-то строго спросить, а кому-то проще показать для понимания, нежели долго рассказывать.

Олег Сушков убежден, что случайных людей в железнодорожном цехе Алчевского металлургического комбината нет и быть не может. Для работы «на рельсах» требуется особый склад характера и любовь к выбранному делу, считает он:

– Не получится прийти с улицы, обучиться и стать хорошим специалистом в нашей сфере. Этого будет банально мало. Понимаете, даже если отбросить опасные факторы на нашем производстве, требующие внимания, понимания и осторожности, остается много нюансов. На путях ты должен следить за окружающим пространством, собой, локомотивом и принимать быстрые и взвешенные решения. Даже на базовом уровне, даже на самой начальной рабочей ступени ты должен уметь оценивать ситуацию и следить за тем, чтобы твои действия не принесли вред окружающим людям.

Он также добавил, что обязательное условие для успешной работы в цехе эксплуатации – это хорошая память. Разговаривая, мы дошли до рабочего кабинета Олега, где у него появилась возможность на живом примере доказать свою мысль. Он показал на несколько увесистых папок, стоящих на полках шкафа у рабочего стола.

– Вот, например, инструкции, которые должен знать машинист тепловоза, – объяснял он. – Одних только технологических инструкций здесь сорок две штуки, а ведь это только начало. Кроме того, нужно понимать технологический процесс производства продукции на комбинате. Для чего? А чтобы легче было работать, не поверите. И безопасней, само собой. На каждом участке свои вагоны, предназначенные для той или иной задачи. Нюансов много, и каждый из них важен.

 

Всегда есть одно «но»

Безусловно, высокая степень ответственности и необходимый багаж знаний могут отпугнуть молодого специалиста, который решит связать свою жизнь с железными дорогами комбината. Впрочем, здесь, как и во всём в этой жизни, есть одно «но». Олег, рассказывая об этом, отметил:

– Каюсь, были периоды в моей жизни, когда я бросал всё и уезжал искать лучшей судьбы. Но я вернулся домой, вернулся на родной комбинат. Здесь ты чувствуешь уверенность в завтрашнем дне и видишь стабильность. Особенно сейчас, когда вовремя платят зарплату, а её размер позволяет кормить семью, и не надо думать, где достать кусок хлеба завтра. Думаю, что это и нужно объяснять молодым.

Он также добавил, что рабочие специальности, которые постепенно возвращают былую значимость в глазах общества, не ставят крест на карьерном росте. Олег уточнил, что на комбинате созданы все условия для того, чтобы молодой специалист мог проявить себя, а значит и продвинуться по карьерной лестнице.

На этой оптимистичной ноте мы были вынуждены прервать наш разговор. Уставший после ночной смены мужчина хотел попасть к семье и отдохнуть, а мы, в свою очередь, решили не беспокоить его сверх необходимого. На прощание я поздравил его с наступающим профессиональным праздником, а он, пользуясь случаем, обратился к коллегам по железнодорожному пути:

– Благополучия вам, друзья, и мирного неба. Пусть сейчас не самые простые времена, но ведь и у нас характер закалённый. Мы все переживём и докажем, что будущее у нас светлое и уверенное!

Игорь Корнев

Обратная связь
Нажимая на кнопку, вы даёте свое согласие на
обработку персональных данных