меню

На ЕМЗ отметили 101 год со дня рождения Георгия Берегового

На здании АБК агломерационного цеха Енакиевского металлургического завода есть мемориальная доска, на которой указано, что Георгий Тимофеевич Береговой работал в цехе. В прошлом году, к 100-летию со дня рождения космонавта, агломератчики собственными силами подготовили и установили стенд памяти о знаменитом земляке. 

 61 год назад, 12 апреля, Юрий Гагарин совершил полет в космическое пространство на ракете-носителе «Восток», которая была запущена с космодрома Байконур. Эту дату мы все отмечаем как День космонавтики. Но эти апрельские дни у енакиевцев связаны с еще одним человеком, который внес огромный вклад в развитие космоса и прославил свой родной город. 15 апреля в городе Енакиево отмечают 101-ю годовщину со дня рождения нашего земляка, космонавта, дважды Героя Советского Союза, единственного человека, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй – за полёт в космос, - Георгия Тимофеевича Берегового.

 

Первым делом – самолеты

Георгий Береговой родился в селе Федоровка Полтавской области. Вскоре после его рождения семья переехала в Енакиево, где прошли детство и довоенная юность будущего космонавта. Здесь он учился в школе и одновременно в аэроклубе. Окончив восьмой класс, пошел работать слесарем на Енакиевский металлургический завод. Трудился в агломерационном цехе. После окончания аэроклуба в 1938 году поступил на военную службу и был направлен в Ворошиловградскую (Луганскую) военную авиационную школу имени Пролетариата Донбасса, которую окончил 25 июня 1941 года.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. Он был командиром авиационного звена в штурмовом авиаполку на Калининском фронте. В декабре 1942-го – марте 1943-го прошел переобучение и освоил пилотирование штурмовика Ил-2. Стал командиром эскадрильи в Пятом штурмовом авиационным корпусе. В 1942 году – в 21 год – Береговой получил свою первую боевую награду — орден Красного Знамени за успешные бомбардировки противника.

Особое место в биографии нашего земляка занимают бои на Курской дуге. 28 июля 1943 года самолет Берегового был подбит, но Георгию Тимофеевичу удалось благополучно приземлиться на парашюте не на оккупированной территории. За отличное выполнение восемнадцати боевых вылетов в качестве ведущего группы в сентябре 1943-го Г. Т. Береговой был награжден вторым орденом Красного Знамени. Позже за успешные бои на Харьковском и Киевском направлениях его отметили орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого III степени. А в 1944 году на груди гвардии капитана Георгия Берегового засверкали золотая Звезда Героя Советского Союза, ордена Ленина и Отечественной войны первой степени.

Надо отметить и три медали победного 1945-го года: «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

В годы войны летчик-штурмовик гвардии капитан Береговой совершил 185 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, трижды был сбит, три раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй. В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом.

 

Учиться всегда

После войны многие ее участники ушли в запас. Он остался. Когда потребовались знания, Георгий Тимофеевич трижды садился за парту. Сначала по программе за 9-10 классы средней школы, потом была Липецкая высшая офицерская летно-тактическая школа. С августа 1948 года стал летчиком-испытателем Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Через его руки прошли около шестидесяти различных типов самолётов. В 1956 году заочно окончил Военно-воздушную академию. Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент. 14 апреля 1961 года Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В отряде космонавтов

В январе 1964 года Георгий Береговой был принят в отряд космонавтов (кстати, до этого он трижды подавал заявления о принятии в отряд и ему всякий раз отказывали из-за возраста). 26 октября 1968 года он отправился в космическую экспедицию на корабле Союз-3 продолжительностью трое суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Это был первый пилотируемый полет после гибели космонавта Владимира Комарова. С апреля 1969 года Георгий Береговой стал заместителем начальника, а с июня 1972 – начальником Центра подготовки космонавтов. Написал ряд научных работ по инженерной психологии, успешно защитил кандидатскую диссертацию. В январе 1987 года вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. С 1974 по 1989 год был депутатом Верховного совета СССР.

Среди самых высоких наград Родины, которых был удостоен Георгий Береговой, – Орден Ленина, Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени, Орден Александра Невского, Орден Боевого Красного Знамени.

Умер Георгий Тимофеевич Береговой во время операции по шунтированию сосудов сердца 30 июня 1995 года.

 

Георгий Береговой поднял в первый полет и выполнил испытания самолета Р-2 (И-320) в 1949 году. Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим летчиком-испытателем на государственных испытаниях самолета Як-25.

Лауреат Государственной премии СССР (1981 год), отмечен Золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР и Золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI).

 

7 фактов о Георгии Береговом

Обратная связь
Нажимая на кнопку, вы даёте свое согласие на
обработку персональных данных