Писать о людях труда всегда интересно: непохожие судьбы, разные характеры и манеры общения. Заметили мы и некоторые закономерности, совершенно несправедливые, с нашей точки зрения. Как правило, герои наших публикаций - люди скромные и немногословные, что означает минимум эмоций и информации. А ведь большинство рабочих заслуживают развёрнутых материалов и искреннего восхищения, ведь без них просто не работали бы цеха.
Характеризуя монтёра пути Юрия Чуприны и.о. начальника цеха Андрей Евсеенков был краток: «Настоящий работяга, очень надёжный - с таким можно идти в разведку». Удивительно, но набившая оскомину формулировка о разведке именно сейчас была очень понятной и звучала совершенно по-новому.
Начальник службы пути ЖДЦ Геннадий Политучий о деловых и личностных качествах своего подчинённого высочайшего мнения:
" Двенадцать лет тому назад Юрий Алексеевич пришёл в наш цех и сразу же влился в коллектив. Человек он трудолюбивый, мастеровой, потому быстро освоил азы новой профессии. А ведь обязанности, которые выполняет монтёр пути, являются гарантией безаварийной работы подвижного состава. Замена шпал, рельсов, смена болтов, подкладок, перешивка пути по шаблону – всё это своевременно и качественно выполняют монтёры пути, которых фактически сейчас осталось только двое. И они буквально на вес золота. Юрий Чуприна – работник надёжный и ответственный. Можно с уверенностью сказать, что он отлично понимает свою главную задачу – содержать в исправном состоянии железнодорожные пути и стрелочные переводы, согласно правилам технической эксплуатации (ПТЭ). Не могу не сказать о его личностных качествах – неконфликтный, воспитанный, безотказный, отличный семьянин. В свои шестьдесят он находится в прекрасной физической форме!"
Беседа с Юрием Алексеевичем состоялась в красном уголке ЖДЦ. Попросили нашего собеседника вспомнить начало его трудового пути.
"Я всегда знал, что буду работать на промышленном предприятии. Жили мы по соседству с Кировским заводом, металлургический техникум был рядом. Совершенно естественным было то, что я поступил именно туда, где и приобрёл профессию металлурга. Начал работать в мартеновском цехе ковшевым на разливке стали. Работа, скажу я вам, не для слабаков: жарко, пыльно, физически тяжело. Но к этому привыкаешь. А самое страшное, как оказалось, было ещё впереди. Завод, который во все времена был кормильцем для десятков тысяч людей, в начале двухтысячных умирал на наших глазах. К счастью, я успел заработать льготный стаж, а многие из моих товарищей не успели доработать несколько месяцев. Трудно даже представить, сколько человеческих судеб было поломано в тот период! Целый год я трудился в подрядной организации, которая «резала» цеха. Ох, и тяжело было собственными руками фактически уничтожать родной завод! Через год, когда я уже устроился на МКХЗ, пришлось ходить по этим руинам – сердце кровью обливалось".
– На Макеевкокс пришли случайно?
– Не совсем. Здесь работала и сейчас работает моя жена в цехе улавливания. Это был 2010 год, работать на заводе было тогда престижно, потому штатное расписание в цехах было укомплектовано. Меня взяли в ЖДЦ монтёром пути.
– Ковшевой в мартене и монтёр пути в железнодорожном цехе – мягко говоря, две большие разницы. Как перестраивались?
– Вы правы, нужно было всему учиться. Конечно, прикрепили к опытному наставнику. Сейчас Валерия Павловича Варлана уже нет на этом свете, но я его помню и благодарен за науку. В коллектив влился без особых проблем. В тот год вместе со мной в службу пути пришло ещё четверо новеньких. А бригада тогда состояла из пятнадцати человек.
– Что входит в круг ваших должностных обязанностей?
– Как вы знаете, сегодня мы работаем в особых условиях. Производство – на минимуме, долгое время не было никаких поставок. Сейчас они возобновились – подвезли запчасти, шпалы, но появилась ещё более серьёзная проблема – не хватает людей. В нашем подразделении осталось два монтёра и бригадир, который выполняет обязанности мастера. Четверо ушли воевать. В настоящее время наши обязанности – одиночная замена шпал, болтовых соединений, смазка. Хочу добавить, что труд на железной дороге очень специфический. Только после получения наряда от мастера, который делает соответствующую запись в журнале, мы имеем право приступить к работе. Железная дорога – это скрупулёзное выполнение правил техники безопасности и жёсткая дисциплина.
– Юрий Алексеевич, а не хотелось ли за эти двенадцать лет поменять цех, работу? Ведь монтёрам пути приходится выполнять тяжёлую работу в любое время года, в любую погоду.
– Действительно, не раз была возможность перейти в другой цех. Но я не хочу. Не люблю крутые повороты судьбы. В моей жизни всё должно быть стабильно: одна жена, одна работа. Наверное, это и генный код, и воспитание. Я привык к коллективу, уже знаю дело, которым занимаюсь довольно долго. К чему что-то менять, когда тебе почти шестьдесят?
– Готовитесь встретить 3 апреля свой юбилей?
– Да, паспортные данные не обманешь. А вот торжеств, которые могли бы быть в мирное время, не будет. Наверное, посидим за столом в узком семейном кругу и загадаем главное желание - чтобы закончилась, наконец, война.
С Юрием Алексеевичем до недавнего времени мы не были знакомы лично. Правда, видели его с напарником Михаилом Журжой в нерабочей обстановке - на выгрузке угля пенсионерке Алисе Петровне Юрченко. Сейчас, когда мы узнали подробности из жизни Юрия Чуприны, можем с уверенностью утверждать, что коллективу ЖДЦ повезло иметь такого работника. И хотя излишняя скромность и немногословие заводчан усложняют жизнь журналиста, мы с огромным удовольствием констатируем: на таких, как Юрий Чуприна, и держится производство. Слава Богу, настоящие мастера, труженики и хорошие, порядочные люди работают во всех структурных подразделениях нашего предприятия.